Плохой сон у ребенка причины нейропсихология

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "плохой сон у ребенка причины нейропсихология" с объяснениями психотерапевта Веры Беспаловой. Все вопросы можете задать в комментариях после статьи.

Потребность детского организма во сне больше, чем в пище. Хороший сон свидетельствует о здоровье ребёнка.

Изображение - Плохой сон у ребенка причины нейропсихология proxy?url=http%3A%2F%2Fsonologia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F06%2Fprichiny-i-sovety-pri-narushennom-sne-u-detej-2-let-2

Нарушения сна в той или иной степени возникают у многих детей

Сон – это физиологическое состояние, при котором происходят восстановительные процессы в организме. Ночью у детей вырабатывается гормон роста. Не зря говорят, что во сне дети растут. Во время сна восстанавливается иммунная система путём выработки иммуноглобулинов и активации защитных клеток Т-лимфоцитов. В то время, когда дети спят, кратковременная информация, накопленная ими за день, переходит в долговременную память. Иначе говоря, ночью происходит закрепление знаний, полученных днём.

Видео (кликните для воспроизведения).

Продолжительность сна у малышей в 2–3 года составляет 12 часов, из которых 1.5–3 часа приходится на дневной отдых. По мере взросления дневной отдых уменьшается и к 4 годам потребность в нём у многих детей исчезает.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушением считаются трудности при засыпании или частое пробуждение ночью. Существует больше 100 видов нарушения сна, которые укладываются в 3 основных вида:

  1. Инсомния – трудное засыпание и ночные пробуждения.
  2. Парасомнии – снохождение, ночные страхи, энурез, сноговорение, бруксизм, вздрагивания.
  3. Ночное апноэ – кратковременные остановки дыхания.

Парасомнии вызваны незрелостью нервной системы и проходят к подростковому возрасту. Длительное нарушение сна более 3 месяцев требует наблюдения у врачей-неврологов. При затянувшейся проблеме врачи-сомнологи проводят исследование методом полисомнографии.

Изображение - Плохой сон у ребенка причины нейропсихология proxy?url=http%3A%2F%2Fsonologia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F06%2Fprichiny-i-sovety-pri-narushennom-sne-u-detej-2-let-3

Каждый ребенок индивидуален, поэтому ему может понадобиться меньшее количество сна, чем всем остальным деткам в его возрасте

По мере взросления детям требуется меньше времени для ночного отдыха и больше для бодрствования. Особенности физиологии детей с 2 лет заключаются в том, что режим сна и бодрствования у них уже устоявшийся, и малыши могут спать всю ночь. В силу индивидуальных особенностей некоторые дети спят меньше, чем их сверстники, но при этом чувствуют себя нормально. Такие особенности детей не связаны с какими-либо заболеваниями. Тот факт, что по вашему мнению, дитя мало спит для своего возраста – это проблема, может стать причиной обращения к врачу.

Нарушение сна у детей 2 лет часто связано с неправильным режимом и питанием или вызвано заболеваниями.

[3]

Наиболее частые причины:

  • неврологические причины;
  • эмоциональные перегрузки в течение дня и перед сном;
  • неправильное питание;
  • физиологические особенности;
  • соматические заболевания.

У детей 2 лет наиболее частой причиной плохого засыпания или прерывания ночного отдыха является эмоциональная перегрузка, которая может проявиться в виде ночных страхов.

Чаще всего причина ночных страхов – эмоциональные перегрузки перед сном и неправильный режим. Иногда причиной страхов бывает испуг. Эмоциональная перегрузка может быть вызвана поздним возвращением отца, который перед сном устраивает шумное эмоциональное общение с чадом. Возбуждённые дети трудно засыпают, часто просыпаются и зовут маму. Такие состояния случаются несколько раз в неделю. Ночные страхи проходят к подростковому возрасту.

Изображение - Плохой сон у ребенка причины нейропсихология proxy?url=http%3A%2F%2Fsonologia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F06%2Fprichiny-i-sovety-pri-narushennom-sne-u-detej-2-let-4

Шумные игры вечером должны быть отменены

Если малыш проснулся ночью от собственного крика, возьмите малыша на руки, тихим голосом успокойте его и попросите выйти из детской комнаты всех домочадцев, сбежавшихся на крик. При часто повторяющихся ночных страхах у малыша, нужно проконсультировать у невролога. Затянувшиеся ночные страхи могут быть эпилептического происхождения.

При лечении нарушенного сна у детей 2 лет очень важно придерживаться таких мер:

  • соблюдать режим дня;
  • не допускать игры на компьютере или телефоне перед ночным отдыхом;
  • укладывать спать малыша в 2 года рекомендуется в 21 час в одно и то же время;
  • обеспечить дневной сон 1.5–2 часа;
  • перед сном не допускать просмотра телевизора;
  • за час до засыпания не разрешать шумных активных игр;
  • полезно погулять с малышом перед сном или ужином;
  • перед сном хорошо проветрить комнату;
  • малышу не должно быть слишком жарко или холодно во время ночного отдыха.

Дневной отдых важен для детей 2 лет. Малыш, который не спит днём, будет плохо спать и ночью. Полезно выполнять ритуал подготовки к засыпанию – собрать игрушки, почитать сказку. В младшем возрасте при нарушении засыпания или пробуждении ночью можно давать успокаивающие травяные настои из валерианы, мелиссы. Полезно перед сном провести курс лечения тёплыми ваннами с настоем из сбора трав, состоящего из равных частей чабреца, валерианы, пустырника, мелиссы. Для настоя заварить 2 ст. л. сухой смеси 1 стаканом воды и настаивать четверть часа на водяной бане. Температура воды не должна быть выше 37.0 °C.

Изображение - Плохой сон у ребенка причины нейропсихология proxy?url=http%3A%2F%2Fsonologia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F06%2Fprichiny-i-sovety-pri-narushennom-sne-u-detej-2-let-5

Питание ребенка должно быть сбалансированным и витаминизированным

Проблемы сна у здоровых детей могут возникнуть при неправильном питании. Дневной рацион должен быть достаточно калорийным. Пищи, съеденной за ужином, должно быть достаточно для того, чтобы малыш не просыпался ночью от голода. Обильный ужин перед сном вызовет колики в животе. Чипсы и еда Fast food вполне может вызвать рвоту у детей в любое время суток. Питание детей 2 лет должно быть сбалансированным.

В рационе детей от 1 года до 3 лет должны ежедневно присутствовать продукты:

  • Животный белок – это строительный материал, необходимый для роста и обеспечения железом крови. При недостатке мясных блюд из говядины у детей развивается железодефицитная анемия, слабеет иммунная система. Из-за недостатка белка малыши отстают в развитии, у них ухудшается память.
  • Рыба – источник витамина D, без которого в растущем организме формируется недостаток кальция, фосфора и магния. Дисбаланс этих минералов негативно отражается на росте костей и зубов растущего организма. При недостатке минералов дети плохо спят, потеют во сне, у них развивается кариес зубов. Дефицит минералов и витаминов отражается на интеллектуальном развитии детей.
  • Молочные продукты – источник кальция и белка, которые нужны для формирования костей и зубов растущего организма.
  • Фрукты и овощи обеспечивают организм витаминами и минералами.
Читайте так же:  Звуки для сна долговременные укладки

Дети от 1 года до 3 лет нуждаются в пище после кулинарной обработки. Вегетарианство для детей от 1 года до 3 лет недопустимо. Соблюдение поста, с медицинской точки зрения, трактуется как негуманное отношение к детям. Метод сыроедения также недопустим для питания детей. Дети в возрасте 2 года не могут переваривать столько сырой пищи. Желудочно-кишечный тракт детей от 1 года до 3 лет не в состоянии обеспечить ферменты для переваривания сырой клетчатки. Результатом сыроедения будут гастрит и колит. Проблемы в питании ухудшают засыпание и являются причиной пробуждения ночью.

Причиной частых пробуждений может быть храп, который возникает у некоторых детей после 1 года при увеличенных аденоидах и миндалинах. При сильном увеличении миндалин ограничивается приток воздуха к лёгким. Ребёнок просыпается от кислородной недостаточности. В тяжёлых случаях аденоиды могут быть настолько увеличены, что во сне полностью перекрывают поток воздуха и вызывают кратковременную остановку дыхания – апноэ. Дети при этом часто просыпаются, а днём чувствуют сонливость. При таком серьёзном нарушении сна дети нуждаются в обследовании у ЛОР-специалистов и врачей-сомнологов, которые исследуют сон методом полисомнографии. В случае увеличения аденоидов и миндалин операция устраняет храп и восстанавливает ночной покой.

В итоге подчеркнём, основные проблемы сна заключаются в эмоциональной перегрузке и нарушении режима. Неправильное или недостаточное питание тоже вносит свою лепту в нарушение сна у детей от 1 года до 3 лет. Чтобы избавиться от проблем ночного отдыха нужно, прежде всего, наладить правильный режим и отрегулировать сбалансированное питание.

О проблемах детей дошкольного и школьного возраста рассказал нейропсихолог Медицинского Перинатального Центра на Севастопольском проспекте Светлана Котягина.

– С какими проблемами детей чаще всего обращаются родители?
– Ко мне часто обращаются по поводу трудностей обучения и поведения ребенка, по поводу задержки эмоционального и интеллектуального развития. В последнее время стали чаще обращаться с нейропсихологическими и психосоматическими проблемами, такими как тики, заикание, эмоционально-возбудимое поведение, которые родители называют «истериками». Также мам и пап беспокоят страхи у детей, повышенная тревожность. Существуют и проблемы личностного плана, когда ребенок не может отстаивать свои интересы, часто очень внушаемый, не умеет общаться со сверстниками.

– Как часто эти проблемы связаны с внутриутробным развитием ребенка?
– Как детский нейропсихолог, я всегда отслеживаю и изучаю перинатальный анамнез и могу сказать, что в 60-70% случаев проблемы связаны с неблагополучно протекавшей беременностью, с осложнениями во время беременности и родов. А также с не всегда благополучным ранним периодом развития ребенка, когда родители в силу своего незнания неправильно организовывают и проводят восстановительную работу с малышом.

Например, ко мне приводят ребенка с проблемами интеллектуального плана, и выясняется, что у него имеется незрелость межполушарных взаимодействий мозга. Первый уровень межполушарных взаимодействий формируется на первом году жизни ребенка. Многие родители этого не знают и не помогают сформировать этот базовый уровень, который позволяет в дальнейшем выстраивать правильные вектора в созревании мозга. И это очень важно! И приходится это делать тогда, когда родители начинают сталкиваться с проблемами и приходят к нейропсихологу. А если бы родители знали и провели эту работу раньше сами либо с помощью специалистов, то развитие было бы более эффективным. Очень часто обращаются с проблемами памяти, развития речи, ощущения пространства, координации. А источник проблем та же незрелость межполушарных связей. Хотя родители считают, что плохо запоминает – проблема с памятью, не может назвать дни недели – проблемы с речью, «сшибает все углы» – проблемы с координацией.

– Что именно нужно делать?
– Например, перекрестный шаг, ползанье. Когда у родителей спрашиваешь, как ползал ваш ребенок, они вспоминают, что он не ползал вовсе, «сидел, сидел, встал и пошел». И получается, что у такого ребенка пропущен целый этап развития, когда начинают формироваться межполушарные взаимодействия.

– А как сказывается тяжелое течение беременности?
– Достаточно часто после тяжело протекавшей беременности дети рождаются ослабленные. Чаще всего у них имеется перинатальная энцефалопатия в анамнезе, нарушения гемоликвородинамики, они входят в группу риска. Часто это дети с нормальным интеллектом, но при этом не могут долго выдерживать интеллектуальные нагрузки. Т.е., говоря научно, это дети с низким уровнем умственной работоспособности. В эмоциональном плане у этих детишек часто имеется склонность к аффективным состояниям, нарушение эмоционального контроля, что проявляется в частых перепадах настроения, «истериках». Конечно, тут очень важно, чтобы родители понимали суть процессов и правильно действовали!

– Помощь психолога может помочь выправить данную ситуацию?
– Да, конечно. Существуют различные психологические подходы в коррекции эмоциональных состояний ребенка. Я работаю в рамках гуманистической подхода, т.е. работа с маленьким ребенком через свое состояние, «через себя». Т.е. мы сами должны быть спокойны и уравновешены, если мы хотим добиться этого от ребенка. С родителями тоже приходится говорить о том, что для ребенка важно, чтобы они стали той хорошей средой, которая понимает, помогает, любит и является буфером. Т.е. родители помогают перерабатывать эти негативные эмоции и менять их накал и знак. Хотя это очень сложно! И причины разные. Бывает, что активно работающие родители сами очень устают, и им самим нужна поддержка. Бывает, что с ребенком не проводят достаточное количество времени, и чаще это общение с няней.

Важно, чтобы раннее развитие было правильным образом организованно. Многие родители считают, что раннее развитие, в первую очередь, связанно с обучением чтению и счету. Это обучение буквам, слогам с выходом на чтение. Но получается, и об этом очень активно говорят детские нейропсихологи, что это нарушает естественный ход развития ребенка. Потому что в возрасте до 3 лет должны развиваться другие процессы. И когда идет активное интеллектуальное обучение, то можно сказать, нарушается природой обусловленная последовательность созревания функциональных систем мозга. И в дальнейшем у таких детишек очень часто наблюдается заикание, тики разной сложности. Конечно, родителей можно понять и объяснить эту ситуацию «успеть все и как можно раньше» требованиями социума. Вопрос – «цена обучения». Достаточно часто дети в более старшем возрасте, перед школой, перестают выдерживать эти нагрузки, устают. Появляется сбой в виде тяжелых проблем со здоровьем, либо проблем с эмоциональным состоянием, в виде протестного поведения, аффективных состояний.

Читайте так же:  Пустырник от бессонницы сколько капель

Однако, бывают ситуации, когда ранее обучение не вредит, а как раз обусловлено самой природой развития ребенка. Чтобы это понять, желательно увидеть малыша и всю семью в целом и обсудить вопросы, важные именно для вашего ребенка и вашей семьи.

– Есть проблемы в раннем периоде, которые легко корректируются психологом и семьей?
– Да, сейчас очень часто обращаются родители с эмоциональными проблемами у ребенка, а причина кроется в нарушении режима сна и бодрствования. Сегодня многие родители выстраивают режим ребенка так, как это удобно им, но не полезно для ребенка, что отражается на его психике не лучшим образом. Для эффективного восстановления нервной системы и эмоционального здоровья необходим определенный, правильно выстроенный режим дня с учетом психофизиологической конституции ребенка, его нагрузки и даже времени года. Конечно, это обсуждается индивидуально, и если родители готовы к изменениям, то тогда работа со специалистом бывает очень эффективной и проблемы с «неправильным» поведением, эмоциональными реакциями устраняются.

– Обращаются ли к вам с проблемами у детей, которые появились на свет через ЭКО?
– Да, сейчас большой поток детей 5-6 лет, появившихся на свет в результате этих операций. По мнению разных специалистов, это очень важный этап в развитии науки, но неоднозначный с точки зрения здоровья и развития детей. Практика показывает, что очень часто есть изменения и нарушения со стороны здоровья детей, рожденных таким образом. Изменения со стороны эмоционального развития, нейропсихологического и психосоматического здоровья. У меня есть пожелание, мое личное, что надо очень серьезно подумать, прежде чем идти на такого рода операции. Ведь та гормональная терапия, которую получает мама во время подготовки к ЭКО и во время беременности, воздействует и на плод. Такие дети часто рождаются с неблагополучным гормональным фоном, что ведет к эмоциональным проблемам в будущем. При готовности родителей, это можно скорректировать занятиями с психологом. Но это занимает время и силы, в первую очередь, семьи. На мой взгляд, проблема естественного зачатия не только медицинская, но и психологическая. В моей практике были такие счастливые случаи естественного зачатия после 3-5 лет «молчания».

Еще родителям нужно понимать, что большинство проблем со здоровьем у детей имеют психосоматическую природу. Для успешного развития ребенка очень важен эмоциональный комфорт, который он получает, в первую очередь, в семье, от своих близких. Причины же нарушения эмоцинального комфорта и как следствие появления функциональных, психосоматических расстройств бывают разные, и надо разбираться в каждом конкретном случае отдельно. В частности, ко мне обращаются с такими психосоматическими проблемами как ВСД (вегето-сосудистая дистония), ДЖВП (дискинезия желчевыводящих путей), бронхиальная астма в стадии ремиссии. Часто обращаются с одной проблемой, например, эмоционального плана, а после цикла занятий ребенок начинает меньше болеть простудными заболеваниями и лучше учиться. Уходят другие проблемы, которые родители не видели, но которые были видны специалисту.

– С какими проблемами детей нужно обязательно обратиться к нейропсихологу?
– Я считаю, что ребенок, с неблагополучным перинатальным анамнезом, проживающий в мегаполисе обязательно должен пройти нейропсихологическую диагностику и чем раньше, тем лучше, то есть примерно в 4 года. Важно обращаться в возрасте 5-6 лет по вопросу готовности к обучению школе, и в тех случаях, когда родители чувствуют что с ребенком что-то не так, и они не могут понять причины.

– Вы часто говорите о готовности родителей, то есть один психолог не может решить проблему ребенка?
– Нет, конечно. Обязательно должна быть работа вместе с семьей, ее активная помощь. Лично придерживаюсь позиции работать в режиме домашних заданий. Когда мы что-то делаем с ребенком в ходе индивидуальной работы, потом рассказываем это родителям, и они повторяют пройденное для закрепления эффекта. И еще это очень важно, чтобы ребенок видел, что это наше общее, семейное. Это по-другому мотивирует ребенка и дает очень хорошие результаты.

– А если родители привели ребенка к психологу и считают, что груз проблемы они с себя сняли, теперь другой человек ее решит?
– Результат будет, но кратковременный. Эффект будет на самом занятии и некоторое время после него. Для ребенка действительно важна поддержка родителей, чувство единения. И мы же знаем, что самые главные мотивы для ребенка закладываются в семье.

Изображение - Плохой сон у ребенка причины нейропсихология proxy?url=http%3A%2F%2Fneuro-logia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2F4a8b127dad95b6b20fcb6ee7ff5a59cd-360x242

Беспокойный малыш влияет на работоспособность всех членов семьи. Ночью организм восстанавливается, а проблемы со сном негативно отражаются на иммунитете.

Если нарушение сна у детей происходит неоднократно, это говорит о патологии. Надо обратиться к врачу. Важно определить, расстройство сна – это каприз или болезнь.

Изображение - Плохой сон у ребенка причины нейропсихология proxy?url=http%3A%2F%2Fneuro-logia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Fhoroshii-son-rebenka

Засыпание в ночное время суток и беспрерывный сон не определяются генетически, а закладываются при жизни: в утробе нет смены дня и ночи.

Поэтому младенцы 1-го года жизни всегда просыпаются ночью и спят днём.

Причины расстройств сна разнообразны:

  • болезни внутренних органов;
  • наследственная предрасположенность;
  • эмоциональные нагрузки, стресс (поход в детский сад, выход мамы на работу);
  • неправильная модель поведения в отношении сна и бодрствования;
  • физический дискомфорт (режущиеся зубы, колики, мокрая постель, крошки на простыне, неподходящая температура в помещении);
  • чувство голода;
  • поздний ужин, отлучение от груди.

Нарушения сна у детей до года могут быть вызваны рахитом, паховой и пупочной грыжей, болезнями позвоночника, желудка и кишечника, ревматизмом.

20% малышей плохо засыпают вечером, просыпаются и плачут ночью.

Читайте так же:  Плохой сон ночью у взрослого это грипп

Разные виды расстройств имеют различные проявления.

Еще одна проблема у детей раннего возраста — это нервный тик у ребенка. О лечении и симптомах этой болезни читайте по ссылке.

О лечении и мерах профилактики нервного тика у взрослых смотрите здесь.

Изображение - Плохой сон у ребенка причины нейропсихология proxy?url=http%3A%2F%2Fneuro-logia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2Frasstrojstvo_sna_u_detej_lechenie_narusheniy_6187

Неправильная модель сна и бодрствования выражается в том, что малыш неоднократно засыпает днём и просыпается ночью.

Помимо этого распространены следующие отклонения:

Страхи. Нарушение сна у ребенка подобного характера встречается обычно в возрасте от 2-6 лет, чаще у плаксивых мальчиков. Ребёнок в полудрёме садится, кричит и плачет в кровати; успокаивается усилиями родителей.

Во время приступа чадо невозможно разбудить, к утру он не может вспомнить своего поведения и пересказать сны.

Это проявления сильного возбуждения нервной системы. К 10-12 годам расстройство проходит.

Пробуждения среди ночи. Встречаются у крох от 4 месяцев до года. Здесь нет ничего серьёзного и причина кроется в неправильном поведении родителей, бросающихся убаюкивать чадо. У малыша вырабатывается условный рефлекс, в котором внимание родителей выступает подкреплением. Организм «настроен» пробуждаться, чтобы получить еду и родительскую заботу.

Причиной также могут служить болезни сердца, сосудов, органов дыхания.

Лунатизм. Будучи спящим, ребёнок (обычно мальчик 5-10 лет) ведёт себя активно, ходит и совершает целенаправленные действия. Его глаза открыты, движения неуклюжи, но он не спотыкается и не натыкается на мебель; утром ничего не помнит.

Расстройство может возникнуть в связи с эпилепсией, энурезом, болезнями ЦНС и мочеполовой системы.

Говорение во сне. Дети, находясь в состоянии сна, произносят слова или предложения, правда нечёткие; после пробуждения ничего не помнят.

Кошмары характерны для любого возраста, но чаще подобное нарушение сна можно заметить у ребенка 3-7 лет, а также 10-12 лет. Человек просыпается среди ночи и помнит приснившееся – это отличие от страхов. Если страшные сны длятся чаще раза в неделю, пора к врачу.

Бруксизм. Ребёнок (чаще 12-13 лет) стискивает зубы, у него меняется дыхание и сердцебиение. Причина этого поведения не выяснена, но глисты здесь ни при чём.

Это может говорить о неправильном прикусе. Из-за стирания эмали чадо нужно показать стоматологу-ортодонту. Бруксизм является следствием нарушения деятельности нервов, когда напряжение лицевых мышц не проходит даже ночью. Тут требуется помощь невролога.

Содрогания проявляются у малышей до года, родившихся с гипоксией или пороками развития, и подростков. Вздрагивания свидетельствуют об эпилепсии, нездоровье нервной системы и психической сферы.

Изображение - Плохой сон у ребенка причины нейропсихология proxy?url=http%3A%2F%2Fneuro-logia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2F235299001385988031Недержанию мочи (энурезу) подвержены дети 6-12 лет, с задержкой психического развития или генетически предрасположенные.

Причиной служит незрелость нервной системы (рефлексы пробуждения не развиты), а также болезни урологического характера, стресс.

В этом случае поможет невролог.

Остановка дыхания встречается у всех. Человек дышит через рот, храпит, его дыхание прерывистое; нарушение сна у грудных детей может быть выражено в затруднении приёма пищи, ребята постарше плохо обучаются ввиду дневной сонливости. Недуг связан с увеличением аденоидов и миндалин, иногда с болезнями нервов и мышц, врождёнными патологиями, лишним весом.

Здесь необходима консультация лора.

Расстройство инициации сна. Трудное засыпание вечером у дошкольников распространено при сложностях адаптации в коллективе, повышенной возбудимости нервной системы, психологическом дискомфорте.

Синдром задержанной фазы сна. Подростки ведут активную жизнь ночью, а утром им сложно пробудиться, весь день они вялы. Проблема имеет психологические корни, связанные со вступлением во взрослую жизнь, и с повышенными школьными нагрузками.

Изображение - Плохой сон у ребенка причины нейропсихология proxy?url=http%3A%2F%2Fneuro-logia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F05%2F178086847

К педиатру стоит идти в случаях, если расстройство сна:
  • сопровождается серьёзным изменением настроения;
  • сочетается с энурезом и перебоями дыхания;
  • длится более 3 недель;
  • наступает у детей до 1 года.

Коррекция страхов, ночных пробуждений, хождения и говорения во сне заключается в том, что ребёнка надо будить за 10-15 мин до наступления симптома (страшные сны видят через 1-2 ч после засыпания).

Тогда разбуженный малыш снова заснёт и уже не побеспокоит родителей в «урочное время».

При бруксизме для защиты челюсти надевают капы; если его причина неврологическая, принимают успокаивающие препараты. При энурезе применяются «сигналы влажности» – будильники, срабатывающие, как только малыш помочится. Важно разбудить чадо, чтоб он не выполнял это неосознанно, и всегда ходить в туалет перед сном.

Страдающим нарушением инициации сна поможет засыпание в определённое время. Малыш интуитивно начнёт заранее готовиться спать. Синдром задержанной фазы сна корректируется сдвигом ночного отдыха на более раннее время.

Младенцам от 2 недель до года рекомендуют пить чай из мяты, фенхеля, валерианы, пустырника. Растительный «Персен» назначают с 3 лет, успокаивающий Глицин подходит дошкольникам и младшим школьникам.

Часто педиатры выписывают капли «Баю-бай» для подвижных, возбудимых малышей от 5 лет, бромную микстуру «Цитраль», а также препараты «Нотта», «Домиркинд», депрессивным подросткам назначают капли «Эпам».

Если причина расстройств – глисты, пациент принимает «Гельминтокс», «Вормил», «Пирантел», «Левомизил». Чеснок, лук, сырые семечки тыквы хороши как профилактика. Мытьё рук перед едой и после туалета – залог борьбы с паразитами.

  • Вести дневник сна. В течение недели записывать туда время пробуждения ребёнка, длительность беспокойства, время повторного засыпания и др.
  • Ложиться спать и просыпаться, принимать пищу в одно и то же время. Не менее 2 ч в день гулять на воздухе, утром делать зарядку и влажные обтирания.
  • Ограничить эмоциональную нагрузку (даже приятную). Просмотр большого количества мультфильмов перегружает нервную систему. Смотреть телевизор нужно за 2 ч до сна. Нельзя вечером играть с ребёнком в подвижные игры, уговаривать его есть что-то через силу. Лучше нагрузить чадо физически в 1-й половине дня, а на ночь читать сказку. Не давать сладости перед сном.
  • Регулярно проветривать комнату малыша, следить за физическими параметрами. Оптимальная температура 22°С, влажность 70%. Добиться этого можно положив на батарею влажную тряпку.
  • Следить за постельным бельём. Оно должно быть чистым, из натуральных тканей, матрац полужёстким.
  • Обеспечить уютный психологический климат. Между членами семьи должны быть доверительные отношения. Родителям надо выяснить, комфортно ли их чадо чувствует себя в школе, складываются ли у него отношения с учителями.
Читайте так же:  Сбор трав от бессонницы в аптеке

Для коррекции сна, возможно, нужно не дать ребёнку спать днём. Спокойное засыпание обеспечит мягкая игрушка – символ защиты.

Когда ребёнок, засыпающий лишь на руках, просыпается в постели, он капризничает. Прекратить это можно следующим приёмом. Мама сидит возле кровати и занимается своими делами. Ребёнок в ярости разбрасывает все игрушки, перемещает подушку. Мама подходит, возвращает всё на место, затем отходит.

О народных средствах лечения патологий нарушения сна смотрите тут.

Ни в коем случае не отказывать ребёнку во сне, когда он просится, под предлогом занятости разными делами.

Нельзя не реагировать на плач ребёнка: во взрослом состоянии это разовьётся в невроз, комплексы.

Сну благоприятствует полумрак, чтение на ночь, планирование завтрашнего дня, монотонный шум стиральной машины, телевизора из соседней комнаты.

Детский сон – залог здоровья ребёнка и полноценной супружеской жизни. В нарушениях сна виноваты действия родителей, не ограничивающих раздражающие факторы. При отсутствии видимых причин расстройств нужно идти к врачу.

Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

Начался очередной учебный год. Для кого новый, для кого первый. Все родители осознанно или не очень надеются на то, что их дети будут самыми умными, прилежными и способными. Но часто желаемое совсем не совпадает с действительным.

«Конечно, первые школьные годы бывают неудачными, но не до такой же степени…» – думают родители, листая тетради своего чада. Учителя, наблюдая резкие скачки в успеваемости ребенка, говорят, что он «умный, но рассеянный». Да и сами родители знают, как трудно усадить ребенка за уроки и как часто он отвлекается в процессе их приготовления.

Постараемся не упрекать наших маленьких учеников, а разобраться, где истоки его невнимательности и как победить школьную рассеянность, если даже врач, пожимая плечами, говорит, что с медицинской точки зрения никаких отклонений у ребенка нет.

Где найти ответы на эти вопросы?

Попробуем поискать ответ в науке – нейропсихологии.

Мы вправе гордиться тем, что родина этой молодой науки – Россия. Ее основоположник – отечественный психолог, нейропсихолог Александр Романович Лурия. До него функции человеческого мозга были одной из самых неизученных областей науки. Во время Великой Отечественной войны Александр Романович получил возможность наблюдать за психическими функциями и поведением солдат, получивших черепно- мозговые ранения. Он обнаружил, например: ранение в левый висок – страдают речевые функции, в затылок – зрительное восприятие, поражено темя – человек начинает плохо ориентироваться в пространстве, лоб – страдают регуляция и контроль любой деятельности. Им был создан известный всем клиническим психологам метод исследования функции мозга – «батарея Лурия». Мы пользуемся им и по сей день, естественно, с учетом детских возрастных нормативов и условий тестирования детей.

Учения А.Р. Лурия развивалось и в России, и за рубежом. Его последователи занялись и детской нейропсихологией, так как она очень перспективна: мозг ребенка пластичен до 12 лет, а по последним сведениям, и до 16 лет. Все можно наладить. Но прежде всего надо точно определить, какие функции головного мозга ребенка еще не созрели, и что именно мешает овладению каким – либо предметом, например письмом. Лурия писал: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого – либо одного центра; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».

Все отделы мозга А.Р. Лурия условно разделил на три блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность, лень. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой ученик может беспричинно плакать дома, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим. Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (например, дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция).

[2]

Недостаточность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках при устном счете. Второй блок мозга обеспечивает также фонематический слух и зрительное восприятие.

При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля – ученик не соблюдает правила – любые – и не может себя контролировать, даже если хочет. Во – первых, это правила учебные – он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку или принести необходимое.

Не «созрела» функция произвольности – ребенок не будет усваивать правила, вовремя не развились пространственные представления – будет путать буквы «б» и «д», писать зеркально. У каждой ошибки – своя причина.

«Но когда мы его отдавали в школу, то проходили тестирование, и психолог определил, что ребенок готов к школе».
Да, но психолог смотрел, насколько ребенок мотивирован к занятиям в школе, то есть, хочет ли он учиться, и проверял в основном его интеллект. А интеллекту сегодняшних детей можно только позавидовать!

Если у ребенка сформирована положительная внутренняя мотивация к учебе, то есть желание учиться, то половина дела сделана. Но это только половина. Существует и вторая составляющая готовности к школе. Это – нейрофизиологическая готовность к процессу обучения. А начинаются школьные перегрузки – совсем трудно становится малышу. Отсюда и слезы, и «глупые ошибки», и плохое поведение.

Читайте так же:  Бессонница при циррозе печени что делать в домашних условиях срочно

Оля, 7 лет. В школе девочка прилично учится. Но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. В классе Оля реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, и это отталкивает одноклассников. Девочка переживает, но совладать с собой не может.

Мама Оли принесла с собой результаты ее школьного рисуночного теста. Когда девочка изображала словосочетание «тяжелая работа», она рисовала школьное здание. Школьный психолог абсолютно правильно определил: девочка испытывает сильные перегрузки.

Но мы же не можем каждому школьнику индивидуально подобрать учебную программу. Как быть?

Артем, 8 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.

Артем не сидит спокойно на уроке, его прилежного поведения хватает минут на 10. Оценки в его дневнике многообразны – от двойки до четверки. Уроки он учит часов пять, поминутно отвлекаясь на любые мелочи. Хотя иногда, если впереди что- то интересное, мальчик может выполнить задания по всем предметам быстро и неплохо. «Умный, но ленится», – считает учительница.

С друзьями в классе у него неважно, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми как намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость.

Как наладить школьную жизнь Артема?

Юля, 11 лет. Жалобы родителей на абсолютную безграмотность, рассеянность, «глупые» ошибки в тетрадях, отсутствие интереса к учебе. Несмотря на эти недостатки, девочка очень умна, рассуждает как взрослая, на любые темы, адекватно себя оценивает. У меня сохранился отрывок из ее сочинения на свободную тему: « Жила – была Пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась, ее пришили назад почему – то черными нитками. Она обиделась и решила оторваться навсегда. Она повертелась, покрутилась на тоненькой ножке, ниточка перетерлась, пуговка упала и потерялась… Сначала она закатилась в темную щель и пола и испугалась, что не выберется никогда, а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла путешествовать по свету…». Далее описаны приключения Пуговки в водопроводном люке, на куртке пожарника и так далее. Оценка учителя: «5» – за содержание и «2» – за грамотность, что вполне справедливо: ошибок в нем не счесть…

Откуда у умной девочки такие ошибки? Как поступать с Юлей?

О недостаточности или искажении функциональной организации мозга могут свидетельствовать определенные проявления.

В дошкольном возрасте: обилие излишних и необдуманных действий и движений; сбои двигательного или речевого развития в раннем дошкольном возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот; «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в игре; игнорирование игрушек; трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие друзей; замкнутость, повышенная застенчивость.

В школьном возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «5» до «1» в короткой период времени; плохая память; трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах; зеркальное письмо и чтение – буквы «э», «б», «в», «з», цифры «5», «4», «3» и т.д.; ошибки на письме «не по правилам», например, «машена» (вместо «машина»), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; неусвоение правил или неудержание внимания на программе действий, плохое поведение на уроке, отключения от задания; отсутствие друзей, конфликты в школе и дома (непринятие сверстниками или отсутствие в потребности в общении).

Мы уже писали выше о том, что мозг ребенка пластичен и его функции можно развить. Значит, психологическая подготовка детей к школе из невнимательного и рассеянного школьника поможет сделать собранного и успешного?

Все эти проблемы решаются с помощью специалистов – детских нейропсихологов. В зависимости от выявленной причины нейропсихологи подберут для ребенка индивидуальную программу, состоящую из специальных упражнений и игр на развитие памяти, речи, внимания. Нейропсихолог подскажет, за счет каких звеньев функциональной системы можно будет компенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Первокласснику можно помочь преодолеть трудности в школе, так чтобы учиться дня него стало легко и радостно. Но все это – дело специалистов, особый, кропотливый, целенаправленный труд.

Источники


  1. Бабак, Сергей Львович Дыхательные расстройства и нарушение сна. Практическое руководство: моногр. / Бабак Сергей Львович. – М.: Атмосфера, 2017. – 293 c.

  2. Горячева, Лидия Гиперактивный ребенок – это навсегда? Чудо воображения. Без депрессии, стресса и эмоциональных травм (комплект из 3 книг) / Лидия Горячева и др. – Москва: ИЛ, 2014. – 704 c.

  3. Дальке, Рудигер Фрате В. Д. Исцеление души от негативных эмоций. Магия финансов. Деньги и стресс (комплект из 3 книг) / Дальке Рудигер , В. Д. Фрате, Ю. Кузнецов, Л. Велькович. – М.: ИГ “Весь”, 2015. – 654 c.
  4. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. – М.: Форум, 2016. – 304 c.
Изображение - Плохой сон у ребенка причины нейропсихология 594
Автор статьи: Вера Беспалова

Позвольте представиться. Меня зовут Вера. Я уже более 7 лет работаю психотерапевтом. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима обязательная консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.9 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here