Нарушение сна у детей с сдвг трудно

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "нарушение сна у детей с сдвг трудно" с объяснениями психотерапевта Веры Беспаловой. Все вопросы можете задать в комментариях после статьи.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и расстройства сна

У Вашего ребёнка синдром дефицита внимания с гиперактивностью и он беспокойно спит по ночам? Причиной этого может быть расстройство сна. По результатам недавних исследований учёные подсчитали, что около половины родителей, участвовавших в исследовании, жалуются на проблемы со сном у их детей с СДВГ. Они также говорят, что дети чувствуют себя уставшими после пробуждения, что им снятся кошмары, или проявляются другие проблемы, такие как апноэ во время сна или синдром беспокойных ног. Ещё одно исследование показало, что дети хуже отдыхают во время сна, им сложно просыпаться и они гораздо более сонливы на протяжении дня.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Из этого можно сделать вывод, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью и расстройства сна взаимосвязаны. Давайте узнаем почему.

Связан ли храп с СДВГ?

Увеличенные гланды и аденоиды могут частично блокировать дыхательные пути во сне. Это может стать причиной храпа, плохого сна и, возможно, СДВГ.

Из-за того, что храп приводит к плохому сну, у человека могут возникать проблемы с концентрацией внимания в дневное время. Исследование, в котором участвовали дети 5-7 лет, показало, что дети с лёгкой формой СДВГ храпят гораздо чаще, чем без синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. А по результатам другого исследования стало ясно, что дети, храпящие во сне, в два раза более склонны к развитию СДВГ, чем их ровесники.

Дети, у которых во сне появляется храп, показывают существенно худшие результаты при тестировании на внимательность, способность к языкам и общий уровень развития. Некоторые исследования показали, что удаление аденоидов и гланд может привести к улучшению сна и, как следствие, к лучшему поведению ребёнка без применения медикаментов.

Что такое апноэ во время сна?

[3]

Другими словами апноэ буквально значит «отсутствие дыхания». Этот термин используется для описания состояния, когда у человека прерывается дыхание на промежуток времени больше 10 секунд. Существует три вида апноэ, но самым распространённым из них является обструктивное – оно встречается в 65% случаев.

Во время обструктивного апноэ во сне у человека прекращается приток воздуха от носа и рта к лёгким. Это случается из-за полной блокировки входа в трахею. Причиной этому могут послужить различные нарушения структуры глотки. Во время таких блокировок дыхательные мышцы продолжают сокращаться в попытках подать воздух в лёгкие.

У людей, страдающих от апноэ во время сна, случаются остановки дыхания, из-за чего они выходят из стадии глубокого сна в стадию короткого сна. При этом сами больные не пробуждаются до полной активности сознания и зачастую сами не знают о том, что у них есть проблемы со сном. Такие переходы могут случаться у них по несколько раз за ночь.

Около 2% детей в США страдают от какой-то из форм обструктивного апноэ во время сна. Увеличенные аденоиды и гланды чаще всего становятся причиной этого заболевания. Кроме того, причиной может служить ожирение или хроническая аллергия. Также как и взрослые дети в апноэ во время сна в дневное время чувствуют усталость. У них могут возникать проблемы с концентрацией внимания, а также другие симптомы, вызванные недостатком сна. К примеру, они могут быть раздражительны.

Как диагностируется и лечится апноэ во время сна?

Апноэ во сне у детей поддаётся лечению. Однако только педиатр или ЛОР может определить, действительно ли гланды Вашего ребёнка увеличены настолько сильно, что могут блокировать проход воздуха и вызывать апноэ во сне. Для подтверждения диагноза апноэ во сне ребёнок должен пройти тестирование на полисомнографе. Полисомнограмма – это исследование, которое проводится в специальной лаборатории, когда человек спит. Такое подтверждение необходимо потому, что далеко не у каждого ребёнка с увеличенными гландами или проблемами с храпом развивается апноэ во сне.

Оптимальным решением для детей с увеличенными аденоидами и гландами является хирургическое вмешательство. Другие способы лечения применяются в тех случаях, когда проблемы с дыханием во время сна вызваны аллергией или другими причинами.

Существует ли взаимосвязь между синдромом беспокойных ног и СДВГ?

Исследования показывают некоторую взаимосвязь между нарушениями сна и СДВГ, а также между синдромом беспокойных ног и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. При синдроме беспокойных ног у людей возникает ощущение беспокойства, подергивания в ногах и иногда в руках. Это ощущение приводит к потребности в движении. Синдром беспокойных ног приводит к ухудшению сна и, как итог, к сонливости в дневное время.

Люди с синдромом беспокойных ног и последующими нарушениями сна говорят, что чувствуют снижение возможности концентрации внимания, переменчивость настроения и/или гиперактивность – все эти ощущения являются симптомами СДВГ. Из-за вышеперечисленных ощущений некоторые исследователи полагают, что у людей с синдромом беспокойных ног и у некоторых людей с СДВГ может быть одна и та же дисфункция выработки в организме нейротрансмитера дофамина.

Синдром беспокойных ног диагностируется при помощи полисомнограммы или наблюдения за сном человека.

В лечении синдрома беспокойных ног, также как и синдром дефицита внимания с гиперактивностью, могут помочь медицинские препараты.

Как помочь ребёнку с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью получать необходимый ему сон?

Для детей с СДВГ очень важно установить определённый ритуал, связанный со сном. Соблюдение режима времени сна поможет ребёнку расслабиться и получить здоровый сон, который ему так необходим. Попробуйте воспользоваться следующими советами:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – как решить проблему «трудного ребенка»

Симптомы СДВГ очень разнообразны, и далеко не все возникают у каждого ребенка с синдромом гиперактивности. Типичная клиническая картина включает в себя чрезмерную подвижность ребенка, отсутствие концентрации и эмоциональные расстройства. В лечении важно психотерапия, а также лекарственные препараты.

Они, как правило, понимают социальные нормы, но имеют проблемы с их исполнением, не задумываются над последствиями своих поступков. Часто не завершают начатые действия, перейдя к последующим.

Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=https%3A%2F%2Fsekretizdorovya.ru%2Fimages%2Fbl01%2Fadhd-child

Дети с СДВГ не могут найти себе места!
Читайте так же:  Травы для сна младенца

Развитию болезни способствуют также ослабленные процессы нейронного торможения. При развитии болезни происходит нарушение баланса между дофаминергической и норадренергической системами.

В связи с этим выделяют 3 основных подтипа СДВГ :

  • с преобладанием нарушения концентрации;
  • с преобладанием импульсивности и гиперактивности;
  • смешанный.

У мальчиков чаще наблюдается смешанный подтип, в то время как у девочек доминирующим является подтип с преобладанием нарушений внимания.

  • нарушение внимания;
  • импульсивность;
  • психомоторная гиперактивность;
  • бег и подскакивание без цели;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • болтливость;
  • чрезмерная чувствительность на стимулы окружающей среды;
  • агрессивность;
  • тревожное состояние;
  • нарушения речи (задержка развития речи, проблемы с артикуляцией, проблемы со структурой предложений, неправильная укладка звуков);
  • трудности с налаживанием контактов;
  • нарушения сна (раннее пробуждение, трудности с засыпанием, беспокойный сон).

Поведение ребенка, указывающее на СДВГ :

  • постоянно ёрзает на стуле, размахивает руками и ногами;
  • не хочет спать;
  • быстро возбуждается;
  • дразнит и цепляет сверстников;
  • часто прерывает или мешает другим;
  • нечаянно ломает игрушки;
  • не может сосредоточиться на одной задаче;
  • не помнит деталей;
  • часто теряет или забывает вещи.

В абсолютном большинстве случаев СДВГ развивается до 7 лет, а непрерывность симптомов должно сохраняться не менее 6 месяцев. В диагностике заболевания главную роль играет, проведенное врачом интервью с ребенком и его наблюдение. Когда у ребенка появляется отсутствие внимания, чрезмерная активность и импульсивность, а также стремление быть сразу в двух разных местах (дом, школа), все это может указывать на СДВГ . Важна также беседа с родителями о поведении ребенка в различных ситуациях.

Лечение СДВГ , в основном, базируется на использовании препарата под названием метилфенидат. Это препарат относится к группе психостимулирующих препаратов – тормозит обратный захват дофамина из синаптической щели и одновременно приводит к задержке выделения допамина в синапсах.

Механизм действия на гиперактивных детей до конца не известен, но он вызывает успокоение и улучшает концентрацию внимания. Однако, имеет некоторые побочные эффекты: может вызвать нарушение сна, аппетита, замедление роста. Также, как правило, вызывает сильную зависимость.

Очень важным в лечении СДВГ является психотерапия и соответствующее воспитание ребенка, страдающего от гиперактивности. Рекомендуется систематизация повседневной жизни, а также постановка для ребенка некоторых конкретных коротких задач.

Последние исследования показывают, что эта болезнь в 70% случаев самостоятельно проходит в подростковом возрасте. Не известно, почему так происходит, вероятно, в результате гормональной перестройки, а также изменений в работе мозга. Однако, следует учесть, если ребенка до этого времени оставить без какой-либо помощи – это может иметь неблагоприятные для него последствия.

Синдром гиперактивности имеет довольно медленный и длительный характер развития, тем не менее, симптомы, возникающие во время болезни, меняются с возрастом пациента.

Что может привлечь внимание родителей, – это чрезмерная подвижность при первых удачных попытках ходить, нарушение аппетита, малое количество сна. Момент, когда ребенок идет в детский сад, сочетается с многочисленными травмами, рискованным и безрассудным поведением, увеличение времени, необходимым для выполнения основных действий.

Первым сигналом являются отзывы о ребенке со стороны учителей. Чаще всего для родителей доходят сведения, что ребенок не может спокойно сидеть на уроке, постоянно вертится, громко разговаривает, мешает другим ученикам, агрессивен по отношению к сверстникам.

Как уже упоминалось ранее, с возрастом симптомы, связанные с гиперактивностью уступают место нарушениям внимания. К сожалению, они могут в значительной степени усложнить жизнь пациента.

Несмотря на то, что симптомы не видны для окружающих, у человека с СДВГ могут возникнуть проблемы, связанные с работой и личными отношениями. Близкие пациента с этим заболеванием часто воспринимают его, как человека с трудным характером.

  • Раннее детство: для этой возрастной группы наиболее характерны симптомы, связанные с гиперактивностью. Ребенок с СДВГ часто подвергается травм. Несчастные случаи могут быть очень опасны, так как дети с СДВГ часто пытаются произвести впечатление на своих сверстников безрассудным поведением. Это означает, что часто прибегают к рискованному поведению, которое может представлять для них бо́льшую опасность, чем разбитое колено.
  • Школьный возраст: момент начала обучения в школе является дополнительным, активизирующим симптомы СДВГ , фактором. В это время, подвижность ребенка, как правило, дополнительно усиливается. Это может привести к еще большей опасности получения травм и несчастным случаям. Так как ребенок начинает читать и писать, у него могут выявиться такие осложнения СДВГ , как дислексия, дисграфия, дизорфография. Дислексией называются трудности в обучении чтению и письму, возникающие у ребенка правильно развитого интеллектуально при использовании стандартных методик. Дисграфия включает в себя проблемы, связанные с овладением навыков правильного написания в графическом плане. На практике, такого рода расстройство проявляется искажением букв, неспособностью их воспроизведения, а также правильного соединения. Буквы выглядят так, как будто они написаны дрожащей рукой. В результате, написанное человеком дисграфией, размыто или совершенно неразборчиво. Имейте в виду, что дислексия или дисграфия вместе с общими симптомами СДВГ могут быть причиной проблем в школе. Дети с этими расстройствами, как правило, имеют более низкие результаты в учебе, чем их сверстники. Если своевременно не начать работать над этой проблемой, то в будущем это может привести к тому, что ребенок закончит образование на много более низком уровне, чем это вытекает из его интеллектуальных возможностей. Стоит также помнить, что у детей с СДВГ часто появляются тики. Это внезапные, непроизвольные движения или звуки, издаваемые ребенком.
  • Период взрослой жизни: несмотря на то, что в зрелом возрасте довольно часто происходит исчезновение симптомов СДВГ , к сожалению, могут обнаружиться некоторые осложнения болезни. Пациенты с этим заболеванием довольно часто имеют проблемы с законом. К сожалению, многие становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. Очень грозным осложнением, которого можно избежать, применяя соответствующую профилактику, является наркомания. Было отмечено, что лица с СДВГ имеют большую склонность к зависимости от алкоголя, наркотиков и сигарет. Также следует обратить внимание на возможные осложнения, касающиеся отношений с другими людьми. Несмотря на то, что люди с СДВГ , создают семьи, их браки гораздо чаще распадаются. Как было отмечено, в этой группе чаще встречаются ранние, случайные беременности.

СДВГ снижает качество жизни пациента. В результате болезни может развиться депрессия. Депрессия – это заболевание, принадлежащее к группе расстройств настроения и характеризуется значительным снижением самочувствия. Кроме того, присоединяются замедление мышления и движений.

Человек с депрессией – это грустная, апатичная личность, которая стремиться отстраниться от жизни общества. Кажется, что он не видит смысла собственной жизни. Иногда присоединяются соматические (телесные) симптомы, например, хронические боли.

Фобия – это состояние тревоги, без определенной причины. Человек, испытывающий это чувство, не в состоянии точно определить, чего он боится, что представляет для него угрозу. А в случае страха причина строго определена и реальная. Тревожные расстройства могут в значительной степени осложнить функционирование пациента. Влияют на мышление, эмоции, а также здоровье.

Читайте так же:  Бессонница во время беременности второй триместр для снижения веса

Причины аутизма ещё не до конца ясны.

hepingting, lic. CC BY-SA 2.0

[2]

Помните, что чем быстрее проблема ребенка будет надлежащим образом диагностирована, а также будет назначено правильное лечение СДВГ , тем быстрее уменьшатся его страдания.

В свою очередь, направление дела по излечению на правильный курс приносит облегчение родителям – они понимают, что не бессильны. Очень полезно будет получить информацию о фондах и ассоциациях, работающих в области проблемы детей с СДВГ , в которых можно встретится с другими семьями, пострадавшими от этой проблемой, и получить психическую поддержку, советы, обменяться опытом.

Дети с диагнозом СДВГ довольно часто страдают от различных расстройств сна.

По результатам исследований с участием родителей, проблемы со сном имеют около 50% детей с диагнозом СДВГ. Родители жалуются, что после пробуждения дети чувствуют себя уставшими, им часто снятся кошмары. Встречаются апноэ и синдром беспокойных ног.

Другое исследование с участием детей, страдающих СДВГ, показало, что дети практически не отдыхают во время сна, тяжело просыпаются и большую часть дня испытывают сонливость. Все это доказывает, что проблемы со сном и СДВГ взаимосвязаны.

Увеличенные небные миндалины и аденоиды могут частично блокировать дыхательные пути во время сна. Это может быть причиной храпа, низкого качества сна и, возможно, СДВГ.

Храп мешает нормальному сну, поэтому в дневное время может быть нарушена концентрация внимания. Исследования с участием группы детей от 5 до 7 лет показали, что дети с легкой формой СДВГ храпят во время сна гораздо чаще, чем остальные. Другое исследование выявило, что дети, которые храпят, почти в два раза больше подвержены СДВГ, чем их сверстники.

Дети, храпящие во сне, показывают гораздо худшие результаты в тестах на внимание, проявляют меньшие способности к изучению иностранных языков и имеют более низкий общий уровень развития.

Апноэ сна буквально означает «без дыхания». Этот термин используется для обозначения остановки дыхания во сне как минимум на 10 секунд. Существует три основных вида апноэ, но самый распространенный из них – обструктивный. Он встречается более чем в 65% всех случаев.

Во время обструктивного апноэ сна нарушается прохождение воздуха по дыхательным путям. Это происходит в результате того, что вход в трахею перекрывается, а мышцы глотки спазмируются. Во время таких спазмов дыхательные мышцы продолжают совершать сокращения.

При остановке дыхания сон прерывается — переходит из стадии глубокого сна в стадию поверхностного. Человек после каждого такого пробуждения не осознает, что с ним произошло. Такие эпизоды могут случаться по нескольку раз за ночь.

Около 2% детей имеют ту или иную форму обструктивного апноэ сна. Увеличенные небные миндалины и аденоиды – самая частая его причина.

Другими причинами этого заболевания могут быть ожирение и аллергия. Дети, страдающие апноэ сна, чувствуют усталость на протяжении всего дня. У них могут быть проблемы с концентрацией внимания, раздражительность, сонливость и т.д.

Согласно исследованиям, некоторая связь между нарушением дыхания во время сна, СДВГ и синдромом беспокойных ног все-таки есть. При синдроме беспокойных ног возникают самопроизвольные подергивания ног, а иногда и рук. Также он вызывает прерывание сна и дневную сонливость.

Люди, страдающие синдромом беспокойных ног с последующим прерыванием сна, отмечают ухудшение концентрации внимания, эмоциональную лабильность и/или гиперактивность, то есть симптомы СДВГ.

Учитывая эти и некоторые другие данные, ученые делают вывод о том, что люди с синдромом беспокойных ног и СДВГ могут иметь один общий признак – дисфункцию нейромедиатора дофамина.

Для ребенка с СДВГ очень важно установить некий ритуал отхода ко сну. Соблюдение режима поможет расслабиться перед сном и благополучно заснуть. Также существует ряд рекомендаций, которым необходимо следовать.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка – расстройство развития, проявляющееся в нарушении поведения. Ребенок с СДВГ непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть на занятиях в школе или детском саду, не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он перебивает старших, играет на уроках, занимается своими делами, может залезть под парту. При этом ребенок правильно воспринимает окружающее. Он слышит и понимает все указания старших, однако не может выполнять их инструкции из-за импульсивности. Несмотря на то, что ребенок понял задание, он не может довести начатое до конца, не в состоянии планировать и предвидеть последствия своих поступков. С этим связан высокий риск получить бытовую травму, потеряться.

Неврологи рассматривают синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, как неврологическое заболевание. Его проявления не являются результатом неправильного воспитания, запущенности или вседозволенности, они следствие особой работы мозга.

Распространенность. СДВГ обнаруживается у 3-5% детей. Из них 30% «перерастают» заболевание после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления. Среди взрослых этот синдром обнаруживают лишь у 1%.

У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью. По данным некоторых исследований заболеванию больше подвержены светловолосые и голубоглазые европейцы. Интересно, что в разных странах уровень заболеваемости значительно отличается. Так, исследования, проведенные в Лондоне и штате Теннесси, выявили СДВГ у 17% детей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, причины

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы

Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.

Признаки СДВГ в раннем возрасте

Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.polismed.com%2Fupfiles%2Fother%2Fimages-art-2%2Fvnimanie%2F3Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы которого ярче всего проявляются в 5-12 лет, можно распознать в более раннем возрасте.

  • Рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить.
  • Испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы.
  • Если утомляются, не занимаются спокойным видом деятельности, не засыпают самостоятельно, а впадают в истерику.
  • Очень чувствительны к громким звукам, яркому свету, незнакомым людям, смене обстановки. Эти факторы вызывают у них громкий плач.
  • Выбрасывают игрушки, еще до того, как успели их рассмотреть.
Читайте так же:  Препараты для сна без рецептов капли ушные

Подобные признаки могут указывать на склонность к СДВГ, но они присутствуют и у многих беспокойных детей до 3-х лет.
СДВГ накладывает отпечаток и на функционирование организма. Ребенок часто испытывает проблемы с пищеварением. Поносы – результат чрезмерной стимуляции кишечника вегетативной нервной системой. Аллергические реакции и кожные высыпания появляются чаще, чем у сверстников.

  1. Нарушение внимания
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете или занятии. Он не обращает внимания на детали, не в силах отличить главное от второстепенного. Ребенок пытается заниматься всеми делами одновременно: раскрашивает все детали не доводя до конца, читает текст, перескакивая через строчку. Это происходит, из-за того, что он не умеет планировать. При совместном выполнении заданий объясняйте: «Сначала сделаем одно, затем другое».
  • Ребенок под любым предлогом пытается избежать рутинных дел, уроков, творчества. Это может быть тихий протест, когда ребенок убегает и прячется, или истерика с криком и слезами.
  • Выражена цикличность внимания. Дошкольник может заниматься одним делом 3-5 минут, ребенок младшего школьного возраста до 10 минут. Затем на протяжении такого же периода нервная система восстанавливает ресурс. Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему. Затем цикл повторяется.
  • Внимание может быть сосредоточено, только если остаться с ребенком один на один. Ребенок более внимательный и послушный, если в комнате тишина и отсутствуют раздражители, игрушки, другие люди.
  1. Гиперактивность

  • Ребенок совершает большое количество нецелесообразных движений, большую часть которых он не замечает. Отличительный признак двигательной активности при СДВГ – ее бесцельность. Это может быть вращение кистями и стопами, бег, прыжки, постукивание по столу или по полу. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.
  • Разговаривает слишком громко и быстро. Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивая отвечающего. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.
  • Мимика очень выразительная. Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают – гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.

Установлено, что у детей с СДВГ двигательная активность стимулирует структуры мозга, отвечающие за мышление и самоконтроль. То есть, пока ребенок бегает, стучит и разбирает предметы, его мозг совершенствуется. В коре устанавливаются новые нейронные связи, которые в дальнейшем улучшат работу нервной системы и избавят ребенка от проявлений болезни.

  1. Импульсивность
  • Руководствуется исключительно своими желаниями и выполняет их незамедлительно. Действует по первому побуждению, не обдумывая последствий и не планируя. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает и бежит к окну, в коридор, шумит, выкрикивает с места. Забирает у сверстников понравившуюся вещь.
  • Не может выполнять инструкции, особенно состоящие из нескольких пунктов. У ребенка постоянно появляются новые желания (импульсы), которые мешают довести до конца начатое дело (сделать домашнее задание, собрать игрушки).
  • Не способен ждать или терпеть. Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела или выполняет бесцельные действия. Это ярко заметно на занятиях или при ожидании своей очереди.
  • Перепады настроения случаются каждые несколько минут. Ребенок переходит от смеха к плачу. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок швыряет предметы, может завязать драку или испортить вещи обидчика. Он сделает это сразу, не обдумывая и не вынашивая плана мести.
  • Ребенок не чувствует опасности. Он может совершать поступки, опасные для здоровья и жизни: взобраться на высоту, гулять по заброшенным зданиям, выходить на тонкий лед, потому что ему захотелось это сделать. Это свойство приводит к высокому уровню травм у детей с СДВГ.

Проявления болезни связаны с тем, что нервная система ребенка с СДВГ слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Положительные качества детей с СДВГ

  • Активны, деятельны;
  • Легко считывают настроение собеседника;
  • Готовы на самопожертвование ради людей, которые им нравятся;
  • Не злопамятны, не способны затаить обиду;
  • Бесстрашны, им не свойственны большинство детских страхов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика

Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.polismed.com%2Fupfiles%2Fother%2Fimages-art-2%2Fvnimanie%2F4

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности может включать несколько этапов:
  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.

Как правило, невролог или психиатр ставит диагноз на основании беседы с ребенком, проанализировав информацию от родителей, воспитателей и учителей.

  1. Сбор информации

Большую часть информации специалист получает во время беседы с ребенком и наблюдения за его поведением. С детьми беседа проходит в устной форме. При работе с подростками врач может попросить заполнить бланк опросника, напоминающий тест. Дополнить картину помогает информация, полученная от родителей и учителей.

Признаки невнимательности

  • Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия.
  • Легко отвлекается.
  • С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий.
  • Не слушает речь, обращенную к нему.
  • Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции.
  • Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого.
  • Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство.
  • Часто теряет вещи.
  • В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, лечение

Лекарственные препараты назначают по индивидуальным показаниям только в том случае, если без них не удается улучшить поведение ребенка.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, коррекция поведения

БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.polismed.com%2Fupfiles%2Fother%2Fimages-art-2%2Fvnimanie%2F6БОС-терапия – современная методика лечения, которая приводит в норму биоэлектрическую активность мозга, устраняя причину СДВГ. Эффективно используется для лечения синдрома более 40-ка лет.

Мозг человека генерирует электрические импульсы. Их разделяют в зависимости от частоты колебаний в секунду и амплитуды колебаний. Основными являются: альфа-, бета-, гамма-, дельта- и тета-волны. При СДВГ снижена активность бета-волн (бета-ритм), которые связаны с фокусированием внимания, памятью, обработкой информации. Одновременно повышается активность тета-волн (тета-ритм), которые свидетельствуют о эмоциональном напряжении, утомлении, агрессивности и неуравновешенности. Есть версия, что тета-ритм способствует быстрому усвоению информации и развитию творческого потенциала.

Читайте так же:  Бессонница при циррозе печени что делать чтобы рассосалась аденома простаты

Задача БОС-терапии нормализовать биоэлектрические колебания мозга – стимулировать бета-ритм и снизить до нормы тета-ритм. Для этого используется специально разработанный программно аппаратный комплекс «БОС-ЛАБ».
На определенные места на теле ребенка закрепляются датчики. На мониторе ребенок видит, как ведут себя его биоритмы и пробует произвольно их изменить. Также биоритмы изменяются в ходе выполнения компьютерных упражнений. Если задание сделано правильно, то раздается звуковой сигнал или появляется картинка, которые являются элементом обратной связи. Процедура безболезненная, интересная и хорошо переносится ребенком.
Эффект от процедуры – повышается внимание, снижается импульсивность и гиперактивность. Повышается успеваемость и взаимоотношение с окружающими.

Курс состоит из 15-25 сеансов. Прогресс заметен после 3-4 процедуры. Эффективность лечения достигает 95%. Эффект сохраняется длительно, на 10 лет и более. У части пациентов БОС-терапия полностью устраняет проявления болезни. Не оказывает побочных эффектов.

    Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.polismed.com%2Fupfiles%2Fother%2Fimages-art-2%2Fvnimanie%2F8

    Родителям и учителям необходимо учитывать цикличность работы мозга у детей с СДВГ. В среднем ребенок 7-10 минут усваивает информацию, затем 3-7 минут мозгу необходимо на восстановление и отдых. Эту особенность обязательно использовать в процессе обучения, выполнения домашних заданий и в любой другой деятельности. Например, давайте ребенку задания, которые он успеет выполнить за 5-7 минут.

    Правильное воспитание – основной путь борьбы с симптомами СДВГ. От поведения родителей зависит «перерастет» ли ребенок эту проблему и насколько успешным будет во взрослой жизни.

    Часто дети с СДВГ имеют высокий уровень IQ и их называют «дети индиго». Если ребенок увлечется чем то конкретным в подростковом возрасте, то он направит на это всю свою энергию и доведет до совершенства. Если это хобби перерастет в профессию, то успех гарантирован. Это доказывает тот факт, что большинство крупных бизнесменов и выдающихся ученых в детстве страдали от синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

    Гиперактивность у детей (СДВГ): диагноз или проблемы воспитания

    Термин «гиперактивный ребенок» в последнее время у всех на устах: у врачей, воспитателей, учителей, психологов, родителей. Как отличить егозу от малыша с признаками дефицита внимания? Как разграничить обычное баловство от неврологических нарушений?

    Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2F360_280_giperaktivnyj-rebenok-prygayut-na-prirode

    Гиперактивный ребенок характеризуется рядом качеств: импульсивный, возбужденный, упрямый, капризный, избалованный, невнимательный, рассеянный, неуравновешенный. Важно понять: в каких ситуациях нужна профессиональная помощь психолога, медикаментозное лечение при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а когда необходимо пересмотреть принципы воспитания. Часто бывает, что родители ищут «спасительную таблетку». А ведь достаточно перестроить отношения с сыном или дочерью, чтобы выздоровление наступило самым естественным способом. Для этого требуется время, усилия, терпение и главное — желание что-то менять в себе и своих отношениях с детьми.

    Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2Fgiperaktivnyj-rebenok-prygaet-malchik

    Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в перинатальном периоде развития плода и затрудненных родах.

    • Неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности — все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода.
    • Неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) — наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.
    • Дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.

    Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. К примеру, ребенок родился с асфиксией, недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах — гиперактивность у такого малыша может ярко проявиться.

    Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2Fgiperaktivnyj-rebenok-v-stiralnoj-mashinke

    Диагностировать СДВГ не так просто, поскольку признаки гиперактивности могут быть симптомами других неврологических нарушений. На что следует обратить внимание?

    • Первые симптомы. Могут появиться в грудном возрасте. Плохой сон, длительный период бодрствования уже с первых месяцев жизни, возбудимость малыша, нетипичная бурная реакция на шум, яркий свет, игры, гигиенические процедуры, незначительное отставание в освоении моторных навыков — все это могут быть первые предвестники гиперактивности у детей до года.
    • Возраст 3 года. Переломный момент в жизни малыша, когда наступает знаменитый кризис трех лет. В это время у большинства детей наблюдается капризность, упрямство, смена настроения. У гиперактивных малышей эти признаки проявляются еще ярче. Также у детей с СДВГ отмечаются неловкие, хаотичные, суетливые движения, речь развивается с запозданием.
    • Здоровье. Гиперактивные малыши часто жалуются на усталость и головные боли. У таких детей нередко диагностируется энурез, нервные тики.
    • Первые признаки неусидчивости. На них могут обратить внимание воспитатели в детском саду. Когда начинается процесс социализации, и ребенок выходит за пределы семьи, признаки неусидчивости становятся более явными. В детском саду малыша невозможно уложить спать, накормить, усадить на горшок, успокоить.
    • Нарушения развития памяти и внимания в дошкольном возрасте. У детей до 7 лет интенсивно развивается память и внимание. У малыша с СДВГ наблюдается медленное усвоение материала при подготовке к школе. И это объясняется не отставанием в развитии, а недостаточной концентрацией внимания. Малышу с признаками гиперактивности трудно сидеть на одном месте и слушать воспитателя.
    • Неуспеваемость в школе. Еще раз подчеркнем, что плохие отметки у детей связаны с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, а не с их умственными задатками. Наоборот, гиперактивные школьники часто развиты не по годам. Но проблема в том, что им трудно дается встраивание в систему и дисциплину: трудно высидеть 45 минут урока, слушать, писать, выполнять задания учителя.
    • Психические аспекты. Со временем проявляются такие качества: вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, плаксивость, тревожность, недоверие, подозрительность. Уже в раннем возрасте у малыша могут развиваться фобии, которые могут сохраняться в подростковом возрасте и на протяжении всей жизни, если с ними не работать.
    • Перспектива. В подростковом возрасте у такого ребенка, как правило, формируется (точнее, ее формируют взрослые) заниженная самооценка. Гиперактивный подросток бывает агрессивным, нетерпимым, конфликтным, некоммуникативным. Ему трудно найти друзей, завязать теплые, приятельские отношения. В дальнейшем у него может сформироваться асоциальное поведение.

    Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2Fgiperaktivnyj-rebenok-malchik-baluetsya

    И все же до 6-7 лет никто не ставит неврологический диагноз, даже если есть признаки СДВГ. Это объясняется психологическими особенностями дошколят. В дошкольном возрасте дети переживают два серьезных психологических кризиса — в 3 года и 7 лет. По каким критериям ставится медицинский диагноз СДВГ?

    1. Хаотичные, суетливые движения.
    2. Беспокойный сон: крутится, разговаривает во сне, сбрасывает с себя одеяло, может ходить по ночам.
    3. Не может долго усидеть на стуле, все время крутится по сторонам.
    4. Не способен находиться в состоянии покоя, часто в движении (бегает, скачет, кружится).
    5. Если нужно сидеть и ждать (например, в очереди), может подняться и уйти.
    6. Чрезмерно разговорчив.
    7. Не отвечает на поставленные вопросы, перебивает, вмешивается в чужой разговор, не слышит, что ему говорят.
    8. Проявляет нетерпение, если его просят подождать.
    Читайте так же:  Причины хронической бессонницы эффективные диеты

    Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2Fgiperaktivnyj-rebenok-v-shkole

    1. Небрежно и быстро выполняет поставленные задачи (домашние задания, уборка в комнате и т.д.), не доводит дело до конца.
    2. С трудом концентрирует внимание на деталях, не может их запомнить, воспроизвести.
    3. Наблюдается отсутствующий взгляд, погружение в свой мир, трудности коммуникации.
    4. Трудно усваивает условия игры, часто их нарушает.
    5. Рассеянный, нередко теряет личные вещи или кладет так, что не может потом найти.
    6. Нет самодисциплины, все время необходимо его организовывать.
    7. Легко переключает внимание на другие объекты.
    8. В нем живет «дух разрушения»: часто ломает игрушки, вещи, но отрицает свою причастность к делу.

    Если родители насчитали 5-6 совпадений из перечисленных критериев, нужно показаться детскому неврологу, психотерапевту и психологу.

    При лечении гиперактивности у детей важно понимать, что будет самым действенным для конкретного ребенка? Какая степень СДВГ? Стоит ли сразу применять лекарственные препараты или достаточно психотерапевтической коррекции?

    Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2Fgiperaktivnyj-rebenok-adderal-200x200

    Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2Fgiperaktivnyj-rebenok-strattera-200x200 Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2Fgiperaktivnyj-rebenok-deksedrin-200x200

    Медицинское лечение СДВГ психостимуляторами чаще применяется на Западе и в США. Стимуляторы помогают повысить концентрацию внимания у детей, дают быстрый положительный результат. Однако имеют ряд побочных эффектов: плохой сон, аппетит, головные боли, раздражительность, нервозность, нежелание общаться. Эти признаки, как правило, появляются в самом начале лечения. Их можно снизить следующим образом: уменьшение дозы и замена препарата аналогом. Психостимуляторы назначаются лишь при сложных формах дефицита внимания, когда ни один другой метод не работает. К ним относятся: «Декседрин», «Фокалин», «Виванс», «Аддерал» и многие другие. В России избегают назначения психостимулирующих препаратов, потому что согласно протоколу лечения СДВГ они запрещены. Их заменяют ноотропными препаратами. Широко применяется при лечении СДВГ у детей препарат «Страттера». Любые антидепрессанты при дефиците внимания следует применять с большой осторожностью и только под контролем врача.

    Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2Fgiperaktivnyj-rebenok-i-psiholog

    Это важнейшая часть терапии, которая в сложных случаях проводится параллельно с медикаментозным лечением. Психолог и психотерапевт используют самые разные методики для коррекции поведения гиперактивного ребенка. Даются различные упражнения на развитие внимания, речи, мышления, памяти, повышения самооценки, творческие задания. Также моделируются различные коммуникативные ситуации, которые помогут найти ребенку общий язык с родителями и сверстниками. Специалистам приходится работать с тревожностью и страхами у гиперактивных детей. Часто применяются релаксационные методы, которые помогают расслабиться, снять напряжение, нормализуют работу головного мозга и нервной системы. При дефектах речи рекомендуются занятия с логопедом.

    Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2Fgiperaktivnyj-rebenok-progulka-begut

    Режим дня и гиперактивность — две вещи, на первый взгляд, несовместимые. И все-таки родителям необходимо устроить для непоседы жизнь по расписанию.

    • Крайне важно выдерживать режим сна: вовремя ложиться и вставать. Если непоседа выбивается из графика, его трудно уложить, тяжело привести в чувства утром. Нельзя перегружать таких детей информацией перед сном, играть в активные игры. Воздух в комнате должен быть свежим и прохладным.
    • Организовать полноценное питание. Нужно исключить перекусы, особенно едой из фаст-фуда. Желательно сократить в рационе быстрые углеводы (сладости, выпечка), которые возбуждают нервную систему.
    • Прогулки перед сном. Свежий воздух успокаивает нервную систему. Кроме того, будет хорошая возможность поговорить, обсудить, как прошел день.
    • Физические нагрузки. Необходимы в жизни гиперактивного ребенка для разрядки его неуемной энергии. Можно попробовать себя в индивидуальных и командных видах спорта. Хотя последние будут даваться сложнее. Больше всего подходят легкая атлетика, гимнастика, езда на велосипеде, плавание. Хорошо, если ребенок занимается спортом для себя. Соревнования и любой состязательный момент будет привносить еще большее напряжение и агрессию. Многое в этой ситуации зависит от тренера и его педагогического мастерства.

    Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2Fgiperaktivnyj-rebenok-mama-i-dochka-razgovarivajut

    Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с СДВГ

    Как воспитывать гиперактивного ребенка?

    Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно proxy?url=http%3A%2F%2Fkids365.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2Fgiperaktivnyj-rebenok-lepit-iz-plastelina

    В детских садах и школах детей с СДВГ относят к категории «трудных». Иногда конфликты, связанные с неадекватным гиперактивным поведением, настолько обостряются, что приходится переводить малыша в другой детский сад или школу. Важно понимать, что система государственного образования не будет подстраиваться под индивидуальные особенности ребенка. Искать подходящий сад или школу можно долго, но так и не найти. В этой ситуации важно учить ребенка проявлять гибкость, терпение, дружелюбие — все те качества, которые так важны для общения и нормальной социальной адаптации.

    • гиперактивные ученики должны быть в поле зрения учителя;
    • им лучше сидеть за первой или второй партой;
    • не акцентировать внимания на особенностях поведения таких детей;
    • часто хвалить, поощрять, но не завышать оценки;
    • давать мелкие задания, при которых ребенок будет двигаться: принести журнал, раздать тетради, полить цветы, вытереть доску;
    • подчеркивать сильные стороны ученика, давать возможность их проявить.
    • быть на стороне ребенка, но при этом не создавать открытого конфликта с учителем;
    • находить компромиссные решения;
    • прислушиваться к мнению педагога, ведь объективный взгляд со стороны бывает ценным для понимания собственного ребенка;
    • не наказывать, не читать морали ребенку в присутствии педагога и сверстников;
    • помогать адаптироваться в детском коллективе (принимать участие в совместных мероприятиях, можно приглашать детей в гости и т.д.).

    Важно найти не какую-то особенную школу или частный детский сад, а педагога, который с пониманием отнесется к проблеме и будет союзником родителей.

    Лечение гиперактивного ребенка медикаментами целесообразно лишь при сложных формах СДВГ. В большинстве случаев проводится психокоррекция поведения. Терапия проходит гораздо успешнее, если в ней участвуют родители. Ведь гиперактивность ребенка нередко связана с взаимоотношениями в семье и неправильным воспитанием.

    Источники


    1. Завязкин, О. В. Как избежать стресса / О.В. Завязкин. – Москва: Машиностроение, 2013. – 320 c.

    2. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2014. – 303 c.

    3. Модестова, Н.А. Комиссар Мегрэ и его автор: Социально-психологический детектив Жоржа Сименона / Н.А. Модестова. – М.: Киев: Киевский университет, 2014. – 184 c.
    4. Барановский, А.Ю. Болезни нарушенного питания. Лечение и профилактика. Рекомендации профессора-гастроэнтеролога / А.Ю. Барановский. – М.: СПб: Наука и Техника, 2016. – 304 c.
    Изображение - Нарушение сна у детей с сдвг трудно 594
    Автор статьи: Вера Беспалова

    Позвольте представиться. Меня зовут Вера. Я уже более 7 лет работаю психотерапевтом. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима обязательная консультация со специалистами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
    Оценка 4.9 проголосовавших: 7

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here