Бессонница психологические причины школьной неуспеваемости

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "бессонница психологические причины школьной неуспеваемости" с объяснениями психотерапевта Веры Беспаловой. Все вопросы можете задать в комментариях после статьи.

5. Психологические причины неуспеваемости школьников

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учащиеся заметно отличаются по тому, насколько легко, глубоко, прочно овладевают знаниями. Менчинская так говорит об обучаемости – это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Это индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности, тесно связанное с умственным развитием. Умственное развитие – совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию. Но с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой усидчивостью.

Видео (кликните для воспроизведения).

В школе часто уровень обучаемости не совпадает с успеваемостью. Успеваемость – оценка учебных достижений ребёнка, выраженная в 5-тибалльной системе отметок. Учитель должен отличать детей отсталых от детей, неуспевающих в силу каких-то причин.

Наиболее широкая классификация неуспевающих детей – неуспевающие делятся на 3 группы: 1) педагогически запущенные дети; 2) умственно отсталые – неспособность к сложным формам абстракции и обобщения, грубая патологическая инертность высших нервных процессов; 3) ослабленные дети – могут работать 20-35 минут и не больше (соматические и другие причины).

Выделяют раннюю и позднюю школьную неуспеваемость.

Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-ом классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны:

-педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу);

-психологическая неготовность к обучению

-низкая обучаемость (характерна для ЗПР и умственно отсталых детей);

-низкий темп работы

-повышенная эмоциональная сензитивность

-астеничность, соматические проблемы

-нарушение анализаторных систем (ученики не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель);

-недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения).

-Неблагоприятная обстановка в семье (разводы, ссоры родителей, рождение второго ребенка и т.п.)

– Неблагоприятная обстановка в школе (часто возникает на основании вышеуказанных особенностей ребенка, таких как медлительность, эмоциональность, тревожность; в случае неприятия педагогом этих особенностей, при конфликтах семьи и школы и т.д.).

Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах. Обычно при переходе начальной школы в среднее звено успеваемость снижается. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости.

-Это, во-первых, дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. В среднем звене требования взрослеют, а умения и желания трудиться у этих ребят остались на уровне начальной школы. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Ребенок перестает учиться.

-Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание учиться плюс усложнение программы приводит к неуспеваемости бывших троечников.

-В-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.

-Кроме того в средней школе может закрепиться ранняя неуспеваемость, появившаяся еще в начальных классах.

По мнению психолога Н.И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу своего деления на типы, автор положил два показателя: особенности мыслительной деятельности (по сути – особенности познавательной сферы в целом) и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей привело к следующим результатам.

Изображение - Бессонница психологические причины школьной неуспеваемости proxy?url=https%3A%2F%2Fbankdirect.pro%2Fs%2Fi%2Fdirect-lcc

Изображение - Бессонница психологические причины школьной неуспеваемости proxy?url=https%3A%2F%2Fliwli.ru%2Fupload%2Fiblock%2Ffe2%2Fdistractedness_0_1

Низкая мотивация

При низкой мотивации школьник, подросток не заинтересован в хорошей учебе. Более того, часто — демотивирован. Особенно это касается подросткового возраста.

Считается, что в начальных классах школы ребенок учится не для себя, а для родителей и учителя. Мотивация его хорошей учебы — одобрение родителей и учителей. Если он такого одобрения и поддержки не получает или получает в недостаточной степени, его мотивация на то, чтобы хорошо учиться, может значительно снизиться.

Некоторые родители используют тактику негативного подкрепления — ругают за плохие оценки, в то время как за хорошие оценки никак не хвалят, имея ввиду, что хорошая оценка — это норма. Даже специально не показывают своей радости по поводу такой оценки. Зачем за нее хвалить, проявлять свою радость, если ребенок, как бы по умолчанию, должен учиться только на пятерки?

Еще в середине прошлого века психологи установили, что негативное подкрепление поведения не работает или работает очень слабо. Если ребенка ругать за плохие оценки, наказывать – это, мало того, что не принесет хорошего результата, может еще и оставить в душе ребенка на всю жизнь травму от несправедливого отношения к нему родителей. Гораздо эффективнее работает позитивное подкрепление — разделить с ребенком его радость от получения хорошей оценки, что может быть лучше и эффективнее для его хорошей учебы?

Читайте так же:  Бессонница при беременности в третьем триместре причины возникновения

Демотивация

В подростковом возрасте авторитет родителей и учителей постепенно уходит. И авторитетами становятся лидеры подростковых групп. Разумеется, не все такие группы девиантны и учат только плохому, часто в таких группах отличник может пользоваться уважением, в том числе и за то, что хорошо учится. Однако, зачастую, хорошая учеба не является признаком «крутого пацана», напротив — хорошие оценки могут считаться чем-то неправильным в такой группе — как следование нормам в противоположность подростковому протестному поведению. В такой группе подросток может быть демотивирован к хорошей учебе, что немедленно сказывается на его успеваемости.

Обида на двойки

Школьник может быть демотивирован к учебе и обидой несправедливым (с его точки зрения) отношением к нему не только родителей, но и учителей. Несправедливо, как ему кажется, поставленная двойка может отбить желание учить этот предмет вообще.

Тревожное состояние

Неуспеваемость может быть вызвана общим тревожным состоянием школьника. Он может сталкиваться с агрессивными проявлениями со стороны других детей в школе, во дворе, на улице. Даже единичный эпизод, психологически не пережитый школьником, может отразиться на его психике — тревога, тревожные ожидания наряду с общим низким эмоциональным фоном могут могут тормозить его интеллектуальную активность, что может приводить к невротическим расстройствам, психосоматическим заболеваниям и снижению успеваемости.

Школьнику, в силу разных причин, часто бывает сложно поделиться своими тревогами и сложностями с родителями. Подростковый мир — другой, не такой как наш, взрослый мир. Представьте, например, что каждый раз, выходя из дома, Вы вынуждены озираться — нет ли во дворе Ваших недругов, которые, например, могут подойти и ударить Вас. Или, когда просто идете по улице и видите группу сверстников, Вы напрягаетесь, потому что высока вероятность, что они на Вас нападут, и Вы вынуждены будете или убегать, или отбиваться от них. Для подростка — это его повседневная жизнь, и уровень его тревожности может быть очень высок.

Почему неуспевающему школьнику нужен психолог?

Традиционно, при низкой успеваемости у школьника, родители нанимают ему репетитора. Да, это помогает, но часто эффект не очень высок. Зачастую в этот момент ребенку (подростку) нужен не репетитор, а психолог. Или — и репетитор, и психолог. В идеальном варианте — репетитор-психолог, но таких специалистов крайне мало.

Среди моих клиентов есть и репетиторы, по их рассказам я знаю самые разные примеры как откровенного бойкота со стороны школьников занятий с ними, «пассивных забастовок», просто низкой мотивации. Вплоть до обмана, когда школьник звонит репетитору и отменяет встречу, родитеям сообщает, что репетитор был, а деньги, которые он должен был отдать репетитору, присваивает.

Очень часто, чтобы решить проблему неуспеваемости школьника, нужна именно помощь психолога. Психолог может работать с семьей — школьником и его родителями, помогая разбирать конфликты между ними, потому что часто именно семейные конфликты приводят ребенка в тяжелое психологическое состояние и отвлекают его от учебы, не дают ему учиться хорошо. Психолог может работать с самим школьником, помогая ему «разрядить» накопившиеся у него негативные эмоции, пересмотреть и изменить его негативное отношение к школе, учителям (или конкретному учителю), одноклассникам и самому процессу учебы.

Также психолог может помочь разобрать конфликты между учеником и учителем. Часто такой конфликт (о котором, к слову, учитель может и не догадываться, этот конфликт существует только в голове самого ребенка) может приводить к нежеланию заниматься по конкретному школьному предмету и, соответственно, к неуспеваемости по этому предмету. Либо такое напряжение в отношениях может быть, действительно, с двух сторон, и психолог, в данном конкретном случае выступая в роли конфликтолога, может помочь это напряжение разрядить.

Психологических причин школьной неуспеваемости много. Работа психолога — помочь в них разобраться. А, разобравшись, помочь ребенку избавиться от страхов, снизить тревожность, повысить его мотивацию к учебе, улучшить отношения со сверстниками, учителями и родителями.

Изображение - Бессонница психологические причины школьной неуспеваемости proxy?url=https%3A%2F%2Fpsychology-s.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F10%2Fschool_sad

Впервые переступая школьный порог, первоклассники не подозревают, сколько испытаний ожидает их на пути к знаниям. Особая система, требующая определенных навыков и качеств, не всегда совпадает с желаниями и наклонностями ребенка.

Оставленные без внимания и участия взрослых проблемы школьника могут не только мешать усваивать материал, но и перерасти в комплексы и неуверенность в себе. Разберем основные психологические причины неуспеваемости детей.

У ребенка не сформированы или в недостаточной степени развиты необходимые нормативные навыки. Мелкая и крупная моторика, логика, мышление, концентрация внимания развивается с младенческого возраста. У маленьких детей заложена любознательность и желание познавать окружающий мир. Если семья поддерживает и стимулирует эту природную потребность, то учебный процесс будет вызывать исключительно положительные эмоции.

Читайте так же:  Помогите избавиться от бессонницы для пожилых дам

Усваивать и применять полученные знания можно только в комфортной обстановке. Большое пространство школы, класса, сотни лиц в коридоре, шум и гам на переменах – дезадаптируют многих детей. Отсутствие навыков общения со сверстниками вызывает беспокойство и неуверенность. Неумение строить диалог, сотрудничать принимать правила коллектива отодвигает учебный процесс на второй план. У ребенка не возникает желание обучаться, делать домашнее задание и посещать регулярно школу.

Особенности характера, внешности или физические ограничения

Дети-интроверты не нуждаются в большом количестве внимания и общения. Их куда больше увлекает собственный внутренний мир, воображение и фантазия. Замкнутые и немногословные, они всячески пытаются избегать выступлений на публике, направленных на себя взглядов, внимания к собственной особе. Даже если такой ребенок знает правильный ответ, ему привычней будет промолчать или от волнения он может ошибиться.

У детей очень развито понятие «нормы». Любые даже малейшие отличия – очки, неправильный прикус, дефекты речи, веснушки или старый пенал – повод выделить из общей массы «белую ворону».

Психологи настоятельно рекомендуют хвалить и поддерживать детей независимо от темперамента и характера. Уверенность в своих силах и возможностях, окрыляет ребенка, у него возникает желание учиться и совершенствоваться. Замечание должно быть в форме удивления, но не порицания, оценивается поступок, а не ученик. Педагог – проводник каждого в мир знаний. От него будет зависеть здоровая атмосфера класса, интерес и увлечение изучаемыми предметами, желание приходить в школу.

[2]

Регламентированная и подчиненная правилам не может уделить внимание каждому, развивать сильные стороны и помочь в освоение непонятных дисциплин. Средняя наполняемость класса 25 человек, программа одна на всех детей с разными возможностями, развитием и особенностями характера. Для одного – мука постигать премудрости геометрии, а для другого – увлекательнейшее занятие развязывать логическую цепь в пространстве. Двоечник по школьной программе может быть гениальным музыкантом, изобретателем, плотником, художником, танцором, спортсменом. Этот фактор рассматривается как ограниченный кругозор ребенка и усилия педагога могут иметь обратный результат.

Рационально организовывать свой день дети без подсказок не умеют. Для улучшения концентрации внимания, памяти и мышления у школьника должен быть рутинный режим дня без смещений и резких изменений. Ото сна зависит состояние нервной системы, ее возбудимость, гибкость. Школьные занятия разрабатывают для максимально успешного усвоения ребенком материала, дома же родители обязаны координировать приемы пищи, выполнения домашнего задания и посещения развивающих кружков.

Интерес к учебной деятельности меняется в зависимости от возрастных особенностей ребенка. Первоклассники с удовольствием посещают новый класс, знакомятся с яркими учебниками, играют на переменах в подвижные забавы. В шестом классе детей сложно удивить, вызвать интерес. Работа учителя зачастую состоит из формального изложения предмета без творческого подхода. Если у педагога не вызывает восхищения и увлечения собственный предмет, для детей такие уроки мучительное вынужденное времяпровождение. Прививать любовь к знаниям на практике удается учителям, которые не только владеют в совершенстве информацией, но и могут находить контакт с коллективом и каждым ребенком индивидуально.

Неутешительная тенденция современного общества – рост неполных семей, где смещены роли родителей. Отношения между членами семьи, манера общения и сотрудничества переносится в школьную жизнь. Если ребенок чувствует свою незащищенность, его неуверенность отразится и на учебной деятельности. Полярная ситуация возникает если школьнику прививают принципы вседозволенности и безнаказанности. Тогда о значимости бесценных знаний и речи быть не может, ведь авторитет учителя попросту игнорируется.

Принимая каждого ребенка в свои стены, школа обязана обеспечить ему комфортные условия обучения. Слаженная работа семьи и педагогического коллектива поможет устранить возникающие проблемы успеваемости и социальной адаптации детей.

Проблема школьной неуспеваемости – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии.Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологическогохарактера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так ипсихологического: недостатки в познавательной, потребностно – мотивационной сферах, индивидуальнопсихологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза.

Психологические причины лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в три группы:

1. Недостатки познавательной деятельности учащихся.

2. Неадекватное использование индивидуально-типологических особенностей ребенка

3. Недостатки развития мотивационной сферы детей.

Анализируя причины первой группы, мы рассматривали те случаи, когда школьник плохо понимает,не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебныедействия. Можно сказать, что такие дети не умеют по настоящему учиться. Учебная деятельность, как ивсякая другая, требует владения определёнными навыками и приёмами. Счёт в уме, списывание букв пообразцу, заучивание стихотворения наизусть – даже такие с точки зрения взрослого человека несложныедействия можно выполнять не одним, а несколькими способами, но не все они будут правильными и

эффективными. К числу наиболее распространённых неправильных и малоэффективных способов учебнойработы можно отнести: заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнениеразличных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил. Эта психологическая причина неуспеваемости считается более скрытой. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека,влияющих на успешность обучения. Мышление является важнейшим среди психических процессов,влияющих на обучаемость школьников. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и вниманияявляются распространённой психологической причиной неуспеваемости школьника. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приёмы и способы выполнения учебных заданий. К их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Неумение и нежелание активно мыслить -отличительная особенность таких ребят.

Читайте так же:  Бессонница при ранней беременности по базальной температуре

Причина, которая может вызывать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять науспеваемость учащихся – это неадекватное использование учащимися своих устойчивыхиндивидуально психологических особенностей. Среди основных свойств нервной системы учёныевыделяют силу и подвижность, как наиболее исследованные и заметно влияющие на обучение человекаособенности. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью,

неустойчивостью по отношению к посторонним раздражителям.

Выделяются следующие виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся сослабой нервной системой:

– длительная напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать

ошибки, медленнее усваивает материал.)

– ответственная, требующая эмоционального, нервно- психического напряжения самостоятельная,

– с итуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа.

– работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно.

– работа в шумной, неспокойной обстановке.

– работа после резкого замечания, сделанного учителем.

– работа под руководством вспыльчивого и несдержанного педагога.

– когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.

– выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

В связи с этими причинами учащиеся со слабой нервной системой в школе чаще оказываются вменее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих.

Несформированность мотивационной сферыотрицательно влияет на способность к усвоению знаний, и в итоге может быть нанесён тяжёлыйморальный ущерб личности ребёнка. Однако в благоприятных педагогических условиях она может бытьсвоевременно компенсирована за счёт развития других положительных сторон личности ученика и, преждевсего, за счёт его старательности и высокой работоспособности. Глубоко был прав В. А. Сухомлинский, который, опираясь на опыт работы с отстающими детьми, считал, что развитие невозможно безгармонического влияния на всю психофизическую, духовную жизнь человека. При разработке путейпреодоления неуспеваемости, важное значение имеет изучение тех изменений, какие происходят в личностиученика под влиянием педагогических воздействий. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения.

Кроме того, причинами школьной неуспеваемости, обусловленными эмоционально-волевой сферой, могут быть:

▪ высокая тревожность, которая приводит к отклоняющемуся поведению и снижению

[3]

результативности учебной деятельности;

▪ на успехи ребёнка в школе влияет и самооценка. Низкий уровень самооценки создает проблемы, как

в освоении учебного материала, так и в отношении с одноклассниками и учителями. Неадекватно

завышенная самооценка также может привести к конфликтным ситуациям между учителем и

учеником, учеником и учеником. Формирование адекватной самооценки зависит и от установки

учителя по отношению к ребёнку, и от его положения в коллективе сверстников.

▪ отрицательно сказываться на школьной успеваемости ребёнка может и отсутствие таких волевых

качеств как инициативность, самостоятельность, организованность.

▪ В.М. Астапов считает, что неуспеваемость в большинстве случаев связана не с нарушением

познавательной деятельности, а прежде всего с неподготовленностью детей в школе, которая при

невысоком уровне учебно-воспитательного процесса может привести к педагогической

запущенности. Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни в семье,

отсутствие, как контроля, так и помощи в учебе со стороны взрослых, конфликты в семье,

В каждом конкретном случае для выяснения причин школьной неуспеваемости необходимо обратиться к психологу, который проведет комплексную диагностику, выявляя:

– особенности развития познавательной сферы Вашего ребенка: памяти, внимания, мышления, общей работоспособности;

– особенности формирования личностной сферы: наличие школьной тревожности, страхов, уровень самооценки, сформированность волевой сферы, способность к произвольной регуляции поведения;

– сформированность познавательной мотивации;

– семейные взаимоотношения (представление о взаимоотношениях ребенка и родителей).

На основе полученных в ходе диагностики данных, а также принимая во внимание мнение родителей и учителей, психолог подберет индивидуальную коррекционную программу для ребенка, даст рекомендации педагогам и родителям. При необходимости психолог может рекомендовать обследование у невролога или направит на ПМПК.

При наличии речевых дефектов у ребенка необходима консультация логопеда. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она оказывает огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Именно при помощи устной и письменной речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

Психологические причины неуспеваемости школьников:

· Отсутствие познавательной деятельности

· Особенности характера, внешности или физические ограничения

Психологические причины неуспеваемости подростков.

В последнее время объем исследований, посвященных проблеме неуспеваемости, так возрос, что ни один ученый не может уследить за ними. “Психологи почти не читают медицинских журналов, врачи не интересуются психологической литературой, а школьные учителя не читают ни того, ни другого”. Критерием для определения неуспеваемости, является фиксирование педагогом неудовлетворительные оценки в конце четверти.

Читайте так же:  Как избавиться от бессонницы в пожилом

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на гуманизацию обучения. Современный образовательный процесс направлен на личность учащегося как инициативного деятеля, а не просто на вооружение учащихся предметными знаниями, объем которых неуклонно растет. Несмотря на это проблема неуспеваемости среди школьников- подростков неуклонно растет, не только за счет повышения требований к учащимся, но и за счет более раннего взросления подростков и стремительно меняющихся общественных и духовных ценностей.

Однако несмотря на это во многих школах перестали уделять должное внимание психолого – педагогической коррекции неуспеваемости подростков. А ведь именно подростковый возраст – самый сложный этап становления личности человека. Именно в это время закладывается база для дальнейшего личностного развития.

Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода жизни человека. Многие проблемы взрослого человека могут быть лучше поняты, если обратиться к его годам обучения в школе. Дело даже не в том, успешно или неуспешно учился человек, а в том, насколько комфортно он себя чувствовал в школе, с желанием ли каждый день ходил в школу, как складывались его отношения с учителями и одноклассниками. Именно под влиянием этих обстоятельств формируются те или иные личностные качества. Во многом это зависит не столько от самого ученика, а от того, каков сам школьный процесс, как он организован, как видит общество цели и задачи школьного обучения.[11: 10]

Не все дети способны получать только отличные оценки в школе. Однако все должны чувствовать себя комфортно в школе и не комплексовать из–за неудач в учении. Поэтому задача школьного психолога состоит в том, чтобы создавать в школе атмосферу, способствующую развитию личности каждого школьника, формированию чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости, неповторимости своей личности. Этому во многом препятствует неуспех школьников в учении, который, если вовремя не прийти на помощь, отражается на качестве усвоения знаний и на формировании негативных личностных качеств – конформизма, лживости, приспособленчества, отрицательного отношения к труду, неуверенности в своих силах, заниженной самооценки.[11:20]

Под школьными трудностями подразумевается весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе (Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких). Они могут привести к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения. Школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. На практике под неуспеваемостью обычно имеют в виду не-удовлетворительные отметки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества [5:158]

Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школь-ной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями.

Для более тонкой дифференциации неуспеваемости, позволяющей определенно сказать, с каким типом неуспеваемости имеет дело учитель, существует психолого-педагогическая типология общего отставания в учении, в основе которой лежит сочетание таких факторов, как интенсивность и эффективность учебной деятельности подростков.[10:80]

Чтобы говорить о причинах школьной неуспеваемости, необходимо развести встречающиеся в литературе определения, которые иногда употребляют как синонимы: школьные трудности, неуспеваемость, школьная дезадаптация. Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успеваемости обучения. По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят неуспеваемости. Под неуспеваемостью, обычно, имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году. В свою очередь, школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при которых они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями. По данным Н.Н. Заваденко школьная дезадаптация отличается у 31,6%; детей. Из них 42% составляют мальчики и 18,6% – девочки. Понятие “неуспеваемость” по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе.

Многочисленность причин которые, отраженны в литературе, приводит, что педагог, выясняя причину трудностей в обучении, испытывает сложность выборе диагностических методик и коррекционных программ. В зависимости от причин, которые вызывают неуспеваемость существует несколько подходов к классификации типов неуспеваемости. Рассмотрим некоторые их них.[12:22] А.А. Бударный выделяет два типа неуспеваемости – абсолютную и относительную. абсолютная неуспеваемость, по мнению автора, выражена оценками “2” и “1” и соотносится с минимальными требованиями школьной программы; относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования школьной программы и возможностями отдельных учащихся. А.М. Гельмонт и Н.И. Мурачковский представляют другую классификацию, построенную в зависимости от устойчивости отставания.[12:27] Они выделяют три степени школьной неуспеваемости:

Читайте так же:  Препараты от бессонницы сильные ёкаи

1. Общее и глубокое отставание (по многим или всем предметам длительное время)

2. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по 1-3 наиболее сложным предметам).

Умственное развитие и школьная успеваемость тесно связаны между собой. В самом деле, вполне понятно и объяснимо, что школьники, имеющие более высокий уровень умственного развития, показывают лучшие результаты в школьном обучении. И действительно, в самом общем виде такая связь обнаруживается. На рис. 1, взятом нами из работы М. А. Холодной, изображена общая закономерность (пунктирная линия), состоящая в том, что чем выше показатели интеллектуального развития учащихся, тем выше у них успеваемость. Важно отметить, однако, что такая связь наиболее четко и однозначно проявляется лишь на начальном этапе школьного обучения.[9:29]

Изображение - Бессонница психологические причины школьной неуспеваемости proxy?url=http%3A%2F%2Fekrost.ru%2Fupload%2Fimages%2Fdefault%2Fpsihologicheskie-prichiny-neuspevaemosti-podrostkov-1

Рис. 1Соотношение между уровнем умственного развития учащихся и средним баллом школьной успеваемости

Оказывая существенное влияние на школьную успеваемость, умственное развитие не всегда однозначно определяет школьные успехи или неуспехи ребенка. В средних и старших классах на успешность школьного обучения начинают оказывать сильное влияние и другие факторы, “затушевывая”, “размывая” влияние фактора умственного развития школьников. Другими словами, прямая связь между уровнем умственного развития школьника и средним баллом его школьной успеваемости не всегда находит подтверждение в школьной практике. [11: 33]Это значит, что достаточно хорошо может учиться ребенок, характеризующийся невысоким уровнем умственного развития, а ученик, показывающий высокие результаты по интеллектуальным тестам, может демонстрировать средние или ниже среднего успехи в учении. Это свидетельствует о многообразии причин, порождающих школьную неуспеваемость, где уровень умственного развития – только один из них.

Факторы и условия школьной неуспеваемости в подростковом возрасте

Уже с пятого класса трудности в обучении и воспитании школьников начинают нарастать год от года. Подобная тенденция была отмечена педагогической общественностью еще пятьдесят лет назад.

В настоящее время, обусловленная вступлением школьников в младший подростковый возраст и началом подросткового кризиса, точнее, его предкритической, негативной фазой, перестала быть настолько острой. Сегодня подавляющее большинство педагогов ощущают свою профессиональную компетентность при работе с младшими подростками, знают, почему могут возникнуть те или иные осложнения в общении с учащимися, умеют с ними справиться.

К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки становятся “неуправляемыми”, “заносчивыми”, “наглыми”, “ужасно себя ведут”, причем “слово и убеждение на них не действуют”. Объяснение подобным сложностям педагоги находят не в собственных педагогических упущениях, а особенностях подросткового возраста: “промежуточном положении подростка”, “уже не ребенок, но и еще не взрослый”, в “физиологической перестройке его организма”[8:10]

Самые “трудновоспитуемые” – это восьмые-девятые классы. Учителя отмечают их как “крайне самолюбивых”, “выпячивающихся свое Я”. Они “как оголенные провода”, “сознательно делают не то, что думают”. Кроме того” как показывают многочисленные наблюдения и исследования, педагоги оценивают старших подростков как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности и поведения.

Наиболее важным фактором в оценке личностного развития школьника, по мнению педагогов, является успеваемость. Такая позиция учителей связана с тем, что для них подросток прежде всего школьник. Соответственно главное требование к подростку – овладеть определенной суммой знаний, умение и навыков, определяющих его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.

Локалова Н.П. выделяет следующие факторы влияющие на успеваемость школьников целом.[11:10]

Три группы факторов и их составляющие, влияющие на школьную успеваемость

Источники


  1. Лосик, Боб Держитесь! Стресс-менеджмент для трудоголиков / Боб Лосик. – М.: НТ Пресс, 2014. – 256 c.

  2. Страхов, И.В. Вопросы психологической типологии / И.В. Страхов. – М.: Саратовский государственный педагогический институт, 2011. – 482 c.

  3. Барановский, А.Ю. Болезни нарушенного питания. Лечение и профилактика. Рекомендации профессора-гастроэнтеролога / А.Ю. Барановский. – М.: СПб: Наука и Техника, 2016. – 304 c.
Изображение - Бессонница психологические причины школьной неуспеваемости 594
Автор статьи: Вера Беспалова

Позвольте представиться. Меня зовут Вера. Я уже более 7 лет работаю психотерапевтом. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима обязательная консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.9 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here